Выхода нет

Выхода нет или выученная беспомощность

«Чтобы я не сделал, все равно это бесполезно», «Мне лень, не могу себя заставить», «Я никогда не смогу справиться», «Выхода нет» - как часто вы говорите такие фразы?

Содержание статьи:

  1. Что из себя представляет выученная беспомощность
  2. Причины выученной беспомощности
  3. Как был открыт сидром выученной беспомощности
  4. Почему возникает выученная беспомощность?
  5. Как бороться с синдромом выученной беспомощности?

Что из себя представляет выученная беспомощность

Часто ли вы критикуете себя за то, что сделали, создали или придумали? Как часто вы делаете то, что делать по факту не хотите?

Во всех этих ситуациях действует один и тот же феномен – феномен выученной беспомощности.

Выученная беспомощность – это в психологии состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией.

Причины выученной беспомощности

Причины выученной беспомощности кроются чаще всего в детстве, когда ребенок впервые пытался себя проявить. Примеры выученной беспомощности можно привести следующие: когда ребенок впервые хотел помочь маме или папе, а вместо похвалы, ребенок получал огромное количество критики, а то и вовсе родители демонстративно переделывали то, что сделал ребенок или говорили: «Мы справимся без тебя, иди играй». Это также может быть и в учебе, когда, сколько бы ребенок не старался выучить предмет, его заслуги не замечали, но когда он по этому предмету не выучил урок- это замечалось и тут же обваливались критика со стороны родителей. Возможно, ребенок ходил в музыкальную школу или в художественную, или на карате и т.д.  и родители всегда сравнивали его с другими учениками, а то и с великими композиторами, художниками и чемпионами спорта. И это продолжается изо дня в день, из года в год…

Как был открыт сидром выученной беспомощности

Давайте заглянем в 1964 год, когда американские психологи совершенно случайно обнаружили синдром выученной беспомощности во время изучения условных и безусловных рефлексов у собак.

Собак закрывали в клетках с металлическим полом, по которому пускали разряды электрического тока. Сначала раздавался громкий звуковой сигнал, за ним через некоторое время следовал разряд. Когда собаки усвоили закономерность, эксперимент усложнили – открыли двери клеток. Как предполагалось, услышав звук, сопряженный с разрядом тока, собаки будут стремглав выскакивать из клеток, чтобы избавить себя от неприятных ощущений. Но заслышав сигнал, собаки никуда не уходили, а ложились на пол, поскуливали и готовились терпеть боль. Так с помощью эксперимента была обнаружена выученная беспомощность у собак.

Почему возникает выученная беспомощность?

Что же происходит со взрослым человеком, которого постоянно в детстве критиковали за любые действия, за проявления себя, за проявления своего характера, за проявления своих эмоций? Как вы думаете, как будет чувствовать себя взрослый человек, который уверен, что делает всегда бесполезную работу?

Правильно! Будет ничего не делать! Если и будет что-то делать, то с уверенностью, что это бесполезно. Никогда не будет удовлетворен своей работой, всегда будет себя критиковать. И, конечно, не будет заинтересован что-либо сделать или поменять.

Состояние выученной беспомощности опасно тем, что человек находится в состоянии апатии, депрессии, неверием в себя долгий период времени, и уверен, что выхода нет, и все что он будет предпринимать, будет бессмысленно и бесполезно. Читайте другую мою статью о выученной беспомощности "День сурка или почему мы проживаем один и тот же день?"

Как бороться с синдромом выученной беспомощности?

  1. Прежде всего, необходимо заново себя изучить. Необходимо понять: Чего вы на самом деле хотите? Начиная с самых простых вещей: что вы любите, а что терпеть не можете, что любите есть на завтрак, обед и ужин, что нравится из одежды, что любите смотреть из фильмов, какая музыка нравиться? И так постепенно вы познаете себя шаг за шагом.
  2. Следующий шаг может быть в том, что вы поймете, по какой специальности вы хотите действительно работать. Научитесь говорить нет, когда вы действительно не хотите что-то делать. Хвалите себя за то, что вы делаете.
  3. Когда своими силами справиться с проблемой не получается, стоит обратиться к специалисту. Психолог может помочь разобраться в причинах такого состояния и поможет преодолеть синдром выученной беспомощности.

Если вы заметили за собой синдром выученной беспомощности, то обязательно необходимо обратиться к специалисту. Записывайтесь на консультацию через форму получить скидку и приходите на консультацию, разберем именно ваш случай.

Попробовать работу с психологом Татьяной Райбул, чтобы решить какой курс терапии вам больше подходит

Пробная бесплатная консультация

Записаться на вводную консультацию бесплатно:

Пожауйста, заполните необходимые поля
Пожауйста, заполните необходимые поля
* Вводная консультация – 15-20 мин.

В категории "Психосоматика болезней" также читают:

logo
+7 903 127 4025

Viber, WhatsApp

Встретимся в соцсетях