День сурка

День сурка или почему мы проживаем один и тот же день?

Как так получается, что чтобы вы не делали, а результат все тот же? От этого опускаются руки и чувствуется апатия, некоторые впадают в депрессию. Почему так происходит?

Содержание статьи:

  1. Почему мы впадаем в пассивное состояние?
  2. День сурка
  3. Когда впервые был установлен синдром выученной беспомощности
  4. Особенности формирования выученной беспомощности
  5. Пути преодоления выученной беспомощности
  6. Можно ли самостоятельно преодолеть выученную беспомощность
  7. Пример из жизни

Почему мы впадаем в пассивное состояние?

Вроде бы у нас есть логика и мы люди разумные и, конечно, мы поступаем логично в той или иной ситуации, по крайней мере, мы так думаем. Мы думаем, что мы можем улучшить свое состояние самостоятельно, как только увидим такую возможность. Мы может проанализировать и увидеть , что в нашей жизни что-то не так и изменить эту ситуацию. Самое страшное в этой ситуации – это то, что возможности есть улучшить свое состояние, мы просто этого совсем не видим и впадаем в пассивное состояние, некоторые люди даже теряют веру в себя, так как много раз пытались что-то изменить безуспешно.

Такому состоянию в психологии дали определение - выученная беспомощность.

День сурка

Если помните фильм «День сурка», герой проживал один и тот же день множество раз, пытаясь что-то изменить и проснуться уже на следующий день. Это прекрасный пример эффекта выученной беспомощности. Мы действительно, казалось бы, делаем попытки что-то изменить, но опять просыпаемся в один и тот же день и делаем одни и те же действия, не понимая, что они не выведут нас на новый уровень или улучшат наше состояние. Мы даже не понимаем, что эти действия, которые мы совершаем очень похожи.

Когда впервые был установлен синдром выученной беспомощности

Впервые научно был установлен синдром выученной беспомощности в Америке в лаборатории Ричарда Соломона, когда проводился эксперимент с собаками и тогда выученная беспомощность была научно описана и доказана. Эксперимент выученной беспомощности заключался в следующем: «собак связывали и били электрическим током. После этого собак помещали в двухкамерную клетку, где они могли научиться избегать удара током, просто перепрыгнув через низкий барьер, разделявший клетку (в одной пол проводил ток, в другой — нет). Было обнаружено, что если собаку вначале били током в связанном виде, когда она не могла избежать этого, то потом в поведении этого животного наблюдалась странность — в последующих экспериментах, когда у собаки была возможность прекратить боль, всего лишь перепрыгнув через разделительный барьер, она, тем не менее, оставалась на месте, пока ее не вытаскивали силой. Другие собаки, которые не подвергались первичному воздействию тока в связанном виде (то есть, не были беспомощны) легко научились избегать боли, прыгая через барьер».

Особенности формирования выученной беспомощности

Особенности формирования выученной беспомощности закладываются обычно еще в нашем детстве, так маленький ребенок накрепко привязан к безвыходной ситуации, когда получает травму, и очень похож на ту связанную собаку. Ребенок точно также не может ничего сделать с непрекращающейся болью и позже уже не умеет научиться, как поступать в подобных ситуациях, чтобы ее избежать. Если никакая реакция, какую может произвести ребенок, не приводит к благоприятному изменению ситуации, то ему не остается ничего иного, как отключиться внутренне, оставаясь пассивным и уязвимым, как связанные собаки, которые не имели возможности избежать длительной боли при первом в их жизни ударе током.

Пути преодоления выученной беспомощности

Пути преодоления выученной беспомощности не так просты, как кажутся. Недостаточно сесть и понять, что что-то в моей жизни не так. Ребенок, вырастая во взрослого человека, не видит, как ему действовать по-другому. Так как он как та собака, которую бьют током, скулит и терпит и не видит выхода. У такого человека очень сужен диапазон действий. Хотя многие этого не признают за собой.

Если вы уже взрослый человек и заметили у себя чувство выученной беспомощности и размышляете над тем как преодолеть его, то лучше всего обратиться к психологу, чтобы вы совместно нашли выход, чтобы вы могли «встать и перепрыгнуть через барьер и прекратить пытку». Действительно, самостоятельно выйти из сложившейся ситуации невозможно. К этому необходимо отнестись серьезно.

Можно ли самостоятельно преодолеть выученную беспомощность

Бывает такое, что небольшой процент людей самостоятельно находят другие возможности из сложной ситуации. Почему такое случается?

В той же лаборатории Ричарда Соломона был еще один эксперимент с собаками, «если первый в жизни удар током собака получала в несвязанном виде, то есть, в ситуации, когда она могла что-то сделать, чтобы избежать боли, а потом, в следующих опытах ее связывали и наносили удар током, то такая собака, когда ее освобождали от пут реагировала на удары током нормально, то есть, училась перепрыгивать через разделительный барьер».

То есть в этом случае, ребенок, вырастая во взрослого человека, не останавливает попытки что-то изменить, так как у него есть научение, что это возможно. У такого человека больший диапазон действий, чем у предыдущего варианта.

Когда человек травмирован, он обычно видит только один выход и других вариантов он не видит. Первопричина выученной беспомощности может сформироваться от недостижимости, от невыполнения самых ранних потребностей, и, как правило, выключает чувствительность и адекватность реакции на ситуацию. Если ребенок криком требует, чтобы его накормили, но рядом не оказывается никого, кто мог бы это сделать, то плач становится неадекватной реакцией на голод и со временем ребенок перестает плакать, так как плач нисколько не помогает разрешить болезненное или неудобное положение.

Пример из жизни

Про выученную беспомощность можно привести пример из жизни: девушка встречается с одним парнем, он ей не подходит, так как плохо к ней относится, она, естественно, расстается и начинает искать другого, а он тоже к ней плохо начинает относится и т.д. Девушка думает, что ей попадаются не те парни. Возможно. Но если это постоянно и со всеми, то возможно, дело в ее синдроме выученной беспомощности. Это может быть не только «не те» парни, это могут быть «не те» руководители, «не те» компании и т.д.

Записывайтесь на консультацию через форму получить скидку и приходите на консультацию.

Попробовать работу с психологом Татьяной Райбул, чтобы решить какой курс терапии вам больше подходит

Пробная бесплатная консультация

Записаться на вводную консультацию бесплатно:

Пожауйста, заполните необходимые поля
Пожауйста, заполните необходимые поля
* Вводная консультация – 15-20 мин.

В категории "Психосоматика болезней" также читают:

logo
+7 903 127 4025

Viber, WhatsApp

Встретимся в соцсетях