Управлять или манипулировать

Манипуляции и лидерство | Модели руководства и лидерства

Очень модно сейчас говорить о теме лидерства, об умении влиять на людей. Как быть хорошим лидером, каким образом стать хорошим руководителем.

Содержание статьи:

  1. Когда появляются первые попытки манипуляции
  2. Проблема эффективного лидерства 
  3. 1 модель руководства
  4. 2 модель руководства
  5. 3 модель руководства
  6. 4 модель руководства
  7. Определение слова "лидерство"

Когда появляются первые попытки манипуляции

Но очень многие преподносят лидерство как искусство манипуляции людьми, влияние на людей и использование системы поощрения и наказания подчиненных. Желание управлять людьми появляется уже с ранних лет человека, я даже сказала бы с первым криком, когда мы появляемся на свет, а возможно и раньше. Первые наши попытки манипуляции поведением человека естественно отрабатываются на родителях, чаще всего достается матерям, так как они больше всего времени занимаются детьми, особенно, в первые годы жизни человека.

Первые попытки манипуляции происходят через крики, плачь, потом через лежание в неподходящем месте (в магазине, на тротуаре, на проезжей части), в непослушании и т.д. Конечно, когда мы вырастаем, манипуляции становятся более изощреннее и тоньше, но потребность в управлении людьми остается всегда.

Проблема эффективного лидерства 

Проблема эффективного лидерства в том, что за манипуляцию людьми принимается лидерство. Конечно, это ложное ощущение, что вы управляете людьми или ими манипулируете. Единственный человек, кем вы можете управлять и манипулировать – это вы сами. А также процессы или действия, которые вы совершаете. Вы можете управлять своим телом, своими эмоциями и ощущениями. Вы можете управлять процессом своей работы. Вы можете договориться с другими людьми работать по определенному графику или чтобы они выполняли определенные обязанности. Но это только можно сделать на взаимовыгодных условиях. Как только условия не будут взаимовыгодные, другой человек может поступить не так, как вы планировали. Он может поступить, как ему вздумается. Не смотря на все ваши поощрения и наказания.

Потребность в управлении или манипуляции людьми происходит от потребности всё и всех контролировать. Человек в процессе манипуляции сконцентрирован на воздействие на других людей, сам теряет контроль над ситуацией. Единственная возможность действительно управлять ситуацией и людьми, это сконцентрироваться на том, что вы делаете, что хотите донести другим людям и только в этом случае, люди будут слышать вас и будут готовы к взаимодействиям с вами. В этом случае, вы сможете увидеть реакцию людей, обратную связь, понимание, что нужно делать, также вы сможете ответить на возникшие вопросы.

Очень много людей, которые уверяют, что лидерство - это искусство манипуляции людьми и способность оказывать влияние на людей. Очень важно понимать, что человек в процессе манипуляции заставляет другого человека делать что-то, что другой человек по доброй воле не хочет делать. Действительно манипулировать людьми можно только в том случае, если они являются безвольными и которым не разрешено выражать свое мнение, другими словами, человеку все равно на себя и на все остальное. Будет ли вам такой подчиненный выгоден и интересен? Не уверена, что вы получите тот результат работы с таким человеком, который вы хотите.

Опишу самые распространенные модели руководства и лидерства:

1 модель руководства

Это когда человек нацелен на контроле других людях.

В этом случае руководитель все свое внимание уделяет своим подчиненным (что они делают, как они делают), но в итоге, не сможет контролировать процессом в полной мере и будет очень расстроен, что его не так поняли и результаты у разных людей будут разные. Здесь необходимо понять, что всех контролировать людей невозможно. Человек начинает распыляться и, в итоге, результат работы будет не тот, который был намечен изначально. Такой человек может максимум управлять 2-3 людьми, на больше у него просто не хватит сил и концентрации внимания. Руководитель в данном случае всегда будет недоволен подчиненными, что всё они делают не так и может даже делать работу за подчиненных. Такой человек будет просто истощен после работы. У него может все болеть, особенно спина, плечи, общее перенапряжение мышц.

2 модель руководства

Это когда руководитель сконцентрирован на своей персоне.

Когда человек сконцентрирован на себе, как он выглядит, как он говорит, как он доносит свои распоряжения. Люди будут это чувствовать и могут совсем не понять задания, да и скорее всего обратной связи такой руководитель даже не попросит. В итоге, все выполнят задания, как поняли. В данном случае, руководитель проверяя выполнение задания будет вообще не понимать в чем дело? Он будет думать, что его подчиненные дебилы, что он все прекрасно объяснил, а подчиненные не умеют работать. И, естественно, всех нужно увольнять и в этой организации будет огромная текучка кадров. У такого человека могут быть проблемы с горлом, а также различные тики, повышенная худощавость.

3 модель руководства

Когда руководитель использует только систему поощрения и наказания подчиненных.

В этом случае, руководитель относится к подчиненным как какому-то механизму, которого можно где-то подкрутить, а где-то ослабить, для того, чтобы получить результат. Возможно для огромной организации, такой тип руководителя будет уместен. Но в средних и мелких организаций будет страдать психологический климат в коллективе. Будет такое ощущение, что вас просто выжмут и, если вы не будете давать какой-то результат, даже не поинтересуются «Почему?», просто уволят. Если вы попали в такой коллектив, подумайте о своей ценности? Ценили ли вас родители в детстве? Цените ли то, что вы делаете, свой труд, свои результаты труда?

4 модель руководства

Такая модель бывает редко, но с таким лидером и руководителем работать одно удовольствие. Когда руководитель сконцентрирован на процессе и умеет договаривается с людьми.

Более того, если вы сконцентрированы не на управлении людьми, а на выполнении процесса в нужном вам направлении, вы сможете управлять процессом с большим коллективом и эффективно. Реальное лидерство – это когда внимание лидера нацелено на процесс, это обозначает, что подчиненные не будут чувствовать, что их хотят переделать, их характер или их свойства работы, как в первой модели управления, а будут заинтересованы в их деловых качествах, которые необходимы для выполнения определенной задачи. Что в принципе и необходимо на рабочем месте. В этом случае, подчиненные будут инициативные и более успешно выполнять свои задания. В данном случае используется система ответственности за выполнение своего участка работы и за время работы.

Конечно, важно при руководстве коллективом быть, прежде всего, человеком и помнить, что вы работаете с людьми, а не с роботами. И подумайте сами, если вы попадаете под влияние человека, который проманипулировал вами, а не договорился с вами, с учетом ваших пожеланий, захотите ли вы с таким человеком долго работать и общаться?

Определение слова "лидерство"

Лидерство – это, прежде всего, когда вы можете правильно организовать процесс, четко разъяснить задачу, чтобы люди понимали, что от них хотят, получать обратную связь, чтобы скорректировать процесс, а не результат. Если есть какие-то вопросы по процессу у кого-то из участников, обсудить индивидуально. И когда лидер концентрируется на процессе, то и люди концентрируются на процессе и тогда это работает, как единый механизм.