
Почему дети болеют? | Роль матери в развитии ребенка
Как известно самое главное для ребенка - это любовь его мамы и папы, а в первые годы жизни – это, прежде всего, материнская любовь.
Содержание статьи:
- Родительская любовь - залог успеха ребенка в жизни
- Процесс формирования «неправильного» научения
- Проявления неадаптивного поведения
- Автоматические мысли
- Влияние родительской любви на психическое развитие ребенка
Родительская любовь - залог успеха ребенка в жизни
Уравновешенные, разумные матери, выросшие в гармоничной семье, обычно умеют совмещать чувство любви к ребёнку и требования к нему, продиктованные разумом.
Они умеют строить процесс воспитания так, чтобы ребёнок всё время ощущал их нежность, заботу, внимание, но в то же время дают ребёнку и свободу выбора, соответствующую его возрасту, приучают его к ответственности, не требуя невозможного, не посильного для их ребёнка.
Такая любовь – залог успеха ребёнка в будущем. У людей, которые выросли в гармоничной семье, нормальная самооценка, они умеют строить отношения с окружающими людьми, способны в своей семье создать гармоничные отношения.
Если ребенок не получает в должной мере материнскую любовь, заботу и внимание, то с помощью проб и ошибок, так скажем «неправильного» научения, он находит способ получить эту любовь. Очень часто такой способ ребенок находит в том, чтобы часто болеть.
Процесс формирования «неправильного» научения.
Согласно этим представлениям, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился, а личность — это опыт, который человек приобрел в течение жизни. В центре внимания оказывается не столько болезнь, сколько симптом, который понимается как поведение, точнее, как нарушение поведения. То есть неправильное научение и неправильные усвоенные образцы поведения ведут к неадаптивному поведению. Адаптация, с точки зрения бихевиоризма, является основной целью поведения. Нарушения поведения в рамках поведенческого направления являются приобретенными, то есть представляют собой усвоенную неправильную реакцию, которая не обеспечивает необходимый уровень адаптации. Эта неадаптивная реакция формируется в процессе «неправильного» научения. Примером такого «неправильного» научения может быть взаимодействие родителей с ребенком, на которого родители обращают внимание, берут на руки только тогда, когда он что-то делает не так, например, капризничает. Или ребенок, испытывающий явный недостаток внешних проявлений любви, внимания, тепла и заботы, получает это в избытке, когда болеет. Таким образом, потребность ребенка во внимании в полной мере удовлетворяется только тогда, когда он «плохо» себя ведет, иными словами, «плохое», неадаптивное поведение подкрепляется положительно (удовлетворяется значимая потребность).
Проявления неадаптивного поведения
Впоследствии, в зрелые годы, неадаптивное поведение может выразиться в виде «остаточного» поведения, такого как:
- ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
- постоянно требует одобрения,
- чрезмерно зависим и доверчив,
- испытывает потребность в поддержке и принятии,
- жизненная пассивность
Неадаптивное поведение, как в детском, так и во взрослом возрасте, также формируется через неадаптивные когниции или автоматические мысли, что тоже искажает реальность. Неадаптивные когниции или автоматические мысли – это гипотезы, которые не подвергаются никакой критической проверке и воспринимаются как аксиомы, формируя неправильные представления о мире и самом себе. Сам человек может считать их обоснованными, разумными, хотя другими они могут восприниматься как неадекватные. Автоматические мысли содержат большее искажение реальности, чем обычное мышление, и выполняют регулирующую функцию, но, поскольку сами содержат значительные искажения реальности, то не обеспечивают и адекватную регуляцию поведения, что приводит к дезадаптации.
Автоматические мысли
Наиболее типичные, часто встречающиеся искажения или ошибки мышления (автоматические мысли):
- фильтрование — увеличение, усиление негативных аспектов какого-либо события или явления и игнорирование, отфильтрование позитивных;
- поляризованность оценок — оценка всего в крайних вариантах (черное—белое, хорошо—плохо, ноль процентов—сто процентов);
- чрезмерная генерализация (чрезмерное обобщение) — построение общих выводов на основании отдельного события;
- паникерство — любой инцидент превращается в катастрофу;
- персонализация — постоянное сравнение себя с другими; представление, что все, что другие люди говорят или делают, связано лично с нами;
- ошибочное восприятие контроля — представление, что мы контролируем других или контролируемся другими;
- правота — мнение, что нужно постоянно доказывать свою правоту самому себе и другим («быть не правым — это ужасно»);
- ошибочное восприятие справедливости — убеждение, что жизнь должна быть справедлива;
- ошибочные представления об изменениях — представления о том, что мы можем заставить других измениться или они должны измениться, потому что мы этого хотим;
- чтение мыслей — представления, что мы хорошо понимаем и знаем, что думают и чувствуют другие люди, почему они поступают именно так, не проверяя этого;
- моральный императив — восприятие всех чувств и мыслей с точки зрения морали даже тогда, когда нет никакой моральной подоплеки;
- эмоциональные рассуждения — мнение о том, что то, что мы чувствуем полностью соответствует действительности, что это правильно;
- обвинение кого-либо или себя при негативных событиях — мы часто ищем виноватого, хотя очень часто на самом деле винить некого;
- глобальные выводы — глобальные негативные суждения о другом человеке или самом себе;
- ложное представление о божественном вознаграждении — представления, что если мы все делаем «правильно», то должны быть счастливы и иметь все, что хотим.
Влияние родительской любви на психическое развитие ребенка
Детско-родительские отношения зависят от многих факторов, и оказывают значительное влияние не только на психическое развитие ребёнка, но и на его поведение, мысли и поступки. Без материнской любви, без тесного контакта с ребёнком не может сформироваться полноценная личность. Роль матери велика в развитии и формировании ребенка. Ребенок извлекает из общения с матерью уроки нравственной культуры и адекватного поведения, а от отца нормы и правила поведения. Поэтому очень важно, какие взаимоотношения между членами семьи, так как образцы поведения родителей очень часто ребенок воплощает в своей взрослой жизни. Зная об особенностях формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, и вырасти в полноценную личность.