czenarii.png

Каждый человек в определенных условиях ведет себя определенным образом. Но откуда образовался этот паттерн поведения на определенную ситуацию.

По теории Адлера уже младенец стремится оценить свои собственные силы и свой удел во всей той жизни, которая окружает его... Значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни, и через ощущения, которые не до конца понимаются, через догадки по намекам и нащупывание объяснений, ребенок к концу 5 лет берет какие-то определенные переживания в качестве основы для своей будущей жизни.

К концу пятого года жизни ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля и жизненного сценария в подходе к проблемам и задачам. В нем уже глубоко укореняется представление о том, чего ждать от мира и самого себя. С этих пор мир воспринимается им через устойчивую схему: переживания истолковываются еще до того, как они восприняты, и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни.

Жизненный стиль или жизненный сценарий по Адлеру — это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Жизненный сценарий достаточно устойчивое формирование и его не так просто изменить, даже если значение, которое мы придаем жизни, является глубоко ошибочным, даже если наш подход к проблемам и задачам постоянно навлекает на нас несчастья и страдания, мы никогда легко не отказываемся от него.

То как мы реагируем на конкретную ситуацию, мы сформировали сами, мы сами создали свой собственный сценарий жизни, поэтому, в конечном счете, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут.

Жизненный стиль неизбежно проявляется в том, как человек решает три основные проблемы.

  1. Профессиональная проблема — как найти занятие, которое позволило бы выжить при всех ограничениях земного мира.
  2. Проблема сотрудничества и дружбы — как найти такое место среди людей, чтобы можно было сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества.
  3. Проблема любви и супружества — как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни.

Решая эти три проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение сути жизни. Вот некоторые способы решения этих трех жизненных задач:

  • «Уход в болезнь». Любой симптом психосоматических расстройств позволяет индивиду получить следующие преимущества: а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем; б) увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими; в) он может рассчитывать на помощь и сочувствие других. Такой человек старается держаться на расстоянии от трех истинных проблем жизни и ограничивает себя такими обстоятельствами и ситуациями, в которых надеется доминировать.
  • «Уход в слабость». Такой индивид попытается ограничить поле своей деятельности и будет больше занят тем, чтобы избежать поражения, нежели тем, чтобы стремиться к успеху. Слезы и жалобы — их главное оружие. Такие люди с готовностью признают свою слабость и свою неспособность контролировать себя. За этим они прячут завышенные цели первенства, свое желание быть первым любой ценой. Люди с подобным типом выбирают в жизни что-то «самое-самое» — либо самое лучшее, либо, чаще всего, самое худшее. «Растяпы», «невезучие», алкоголики, жертвы общей жесткости мира и черствости окружающих — все они ищут превосходства в том, что доказывают, как они слабы и несчастны. «Самоистязающие» себя святые, избрав страдание, избегают необходимости встретиться с жизнью и поддерживают в себе благородное чувство морального превосходства, которое им страшно необходимо.
  • «Леность». Так же как болезнь или слабость, лень служит хорошим оправданием собственных неудач и отсутствия активности и инициативы в решении жизненных задач. Некоторые стремятся скрыть этот «недостаток», в свою очередь, выстраивая над ним целый ряд «объективных» объяснений; у некоторых же он даже возводиться в ранг этакого «очаровательного изъяна» (достаточно вспомнить русские народные сказки или знаковую фигуру классической русской литературы — Илью Ильича Обломова). Кроме того, до сих пор в нашем обществе лень зачастую подвергается меньшему осуждению, нежели предприимчивость и ловкость (что находит свое отражение как на уровне бытовых анекдотов, так и на уровне культурной идеологической установки, согласно которой «лень — двигатель прогресса»).
  • «Лживость». Хитрость и обман могут служить целям привлечения внимания к себе или «гипнотизации» себя и других своими достижениями. Как указывает Адлер, «там, где мы наталкиваемся на ложь, нужно искать сурового родителя. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он отдавал ей предпочтение».
  • «Жестокий тиран». В основе этого стиля лежит избалованность, столкнувшаяся с принципом реальности. Мстя окружающему миру за невозможность беспрепятственно удовлетворять свои прихоти, индивид может выбрать путь тирании через слабость или путь жестокости. При этом жестокость совсем необязательно предполагает какое-то крайнее злодейство: она может проявляться через обычно невидимое семейное насилие, любовь к порядку и дисциплине, непримиримую борьбу с разного рода оппонентами (научными, политическими, религиозными и т. п.), карьерное самоутверждение, разного рода азартные и рискованные игры (в которых тиран всегда «водит»). Как обнаруживает Адлер, «не было совершено ни одного акта жестокости, который не проистекал бы из тайной слабости. Человек, который по-настоящему силен, не будет склонен к жестокости».
  • «Комплекс превосходства». Этот жизненный сценарий выступает одновременно и как анестезия чувства недостаточности, и как психостимулятор, позволяет индивиду в блаженном «гипнозе» собственных достижений оказывать значительное позитивное или негативное влияние на других. Подобный тип личности присущ многим учителям, вождям, гуру и т. п., однако неразвитость социального интереса делает любые их выдающиеся достижения бесполезными как для общества, так и для них самих.
  • «Самореклама». Жизненный стиль по этому типу служит стремлению завоевать одобрение и признание окружающих, возникающему из базисного желания признания нашего существования. Это можно наблюдать во время детских игр, когда ребенок просит родителей посмотреть на него. Своей невинной мудростью ребенок понимает, что его должны признавать. Если в ответах родителей нет одобрения или неодобрения, а есть простое принятие к сведению, которое позволяет ребенку развить собственную систему ценностей в отношении своего поведения, в нем развивается ощущение самого себя и он начинает принимать свое существование. Но если родители дают ответ, содержащий, помимо констатации, некое сообщение о своем одобрении или неодобрении, ребенок очень скоро начинает искать уже не признания, а одобрения. Вместо того чтобы говорить: «Смотри на меня» он говорит: «Я хорошо это сделал, правда?». Саморекламирующимся индивидам со временем все больше требуется постоянное подтверждение их значимости со стороны других людей, а также поддержка и защита.

На формирование жизненного плана или сценария влияют следующие факторы:

  1. Самые ранние детские воспоминания;
  2. Сновидения и грезы;
  3. Порядок рождения ребенка в семье;
  4. Трудности детства;

Когда мы воспроизводим в своей голове самые ранние наши воспоминания, они во многом могут нам помочь в понимании нашего жизненного стиля, в установлении тех влияний, которые действовали на нас в процессе его формирования, и в обнаружении внешних проявлений жизненного стиля в решении задач жизни. Как мы реагировали на смену школы или появления новых друзей, или рождение брата или сестры, или развод родителей и много другое. Но несчастливым переживаниям детства могут быть даны совершенно противоположные значения. Никакие пережитые события не являются причиной успеха или неудачи. Мы не страдаем от шока, случившегося с нами — так называемых травм, — но творим из них то, что соответствует нашим целям. Мы самоопределяемся теми значениями, которые придаем происходящему с нами. И в будущем мы будем поступать в похожих ситуациях точно так же, как мы поступали в 4-5 лет.

В ранних воспоминаниях, во-первых, содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения. Это его первое обобщение явлений, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются; во-вторых, это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает. Поэтому часто обнаруживается в нем контраст между переживавшимся тогда состоянием слабости и неадекватности и теми целями силы и безопасности, которые он считает идеальными для себя.

Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему: "Вот чего ты должен ожидать", или: "Вот чего ты должен избегать", или: "Вот что такое жизнь". Я хотела бы подчеркнуть, что само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание — это напоминание. Кроме того, воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит. Если человек переживает поражение и утрачивает уверенность в своих силах, то он вспоминает прежние случаи поражений. Если он в меланхолии, все его воспоминания меланхоличны. Когда он воодушевлен и исполнен смелости, он выбирает совершенно другие воспоминания: случаи, которые он вспоминает, приятны и подтверждают его оптимизм. Аналогичным образом, если он чувствует, что столкнулся с некоей проблемой, он будет призывать воспоминания, которые помогают развить в себе состояние, нужное для встречи с нею.

Ранние воспоминания очень важны для человека, так как, описывая и рассказывая те или иные воспоминания, люди делятся своими жизненными целями, своим отношением к окружающим и своим взглядом на мир. Например, воспоминания о болезни и смерти отражают страх перед ними и стремление подготовиться к ним, такие люди чаще всего посвящают всю свою жизнь проблеме смерти и начинают вести профессиональную борьбу против болезни и смерти став врачом, медсестрой и т. п. Когда дети видят внезапную и скоропостижную смерть человека, это оказывает очень значительное влияние на их души. Картины смерти имеют тенденцию оказывать неизгладимое воздействие на душу ребенка

События, запоминаемые из детства, должны быть очень близкими к основному интересу индивидуума, так как главный интерес отражает его цель и сценарий жизни. Другой пример, ребенок, привыкший, чтобы мать всегда была рядом, помогала и поддерживала его, может обнаружить, что тревога (каким бы ни был ее источник) — это очень эффективное средство управления матерью. Человек, который достигает превосходства через печаль, не может быть веселым и удовлетворенным своими достижениями. Он может быть счастливым, только когда он несчастен. Можно увидеть, что в каждом человеке чувства росли и развивались в том направлении и в той степени, которые были существенны для достижения его цели. Тревога или смелость, радость или печаль всегда согласовывались со стилем его жизни, с его стилем подхода к проблемам и задачам. Стиль жизни выстраивается вокруг стремления к определенной цели совершенствования, и поэтому мы должны ожидать, что каждое слово, действие или чувство будет органической частью этой целостной линии действий.

Соответственно чувства, которыми проникнуты ранние воспоминания, несут в себе общий эмоциональный окрас, соответствующий избранному жизненному стилю. Подавленный человек не сможет оставаться в подавленном состоянии, если начнет вспоминать свои хорошие минуты и свои успехи. Он должен говорить сам себе: "Вся моя жизнь была несчастьем" — и отбирать только такие события, которые он сам мог бы толковать как примеры несчастливой судьбы.

Попробуйте теперь сами сформулировать для себя и продолжить предложения: «Жизнь — это...» или «Жить — значит...». Обратите внимание, какие фразы и эмоции больше всего превалируют в ваших предложениях? Какие в их основе лежат убеждения? Что первое приходит на ум? Как эти воспоминания отражают ваши настоящие способы решения ситуаций? Этот случай из детства, отражает ли выявленное ошибочное представление о жизни? Можете ли вы посмотреть на эти ситуации со стороны, можете ли вы действовать по-другому? Обратите внимание на «базисные ошибки», которые могут присутствовать в вашей речи:

  1. Сверхобобщение (например, «Люди враждебны», «Жизнь опасна»);
  2. Ложные или недостижимые цели «безопасности» («Один неверный шаг, и ты — покойник», «Я должен быть приятным для всех»);
  3. Неправильное восприятие жизни и ее требований («Жизнь никогда не даст мне никакой передышки», «Жизнь так тяжела»);
  4. Преуменьшение или отрицание своих достоинств («Я глуп», «Я недостойный», «Я — всего лишь домашняя хозяйка»);
  5. Ложные ценности («Быть первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других»).

Самое главное, необходимо помнить, что все в ваших руках и проблемы создаются творческими способностями самого человека, что человек ответствен за свои действия и что проблемы каждого основаны на неправильном восприятии, на неадекватном или неправильном обучении, и в особенности на ложных ценностях. Усвоение этих идей позволит принять ответственность за изменения: тому, чему не научились до этого, можно научиться сейчас; тому, чему научились «плохо», можно научиться лучше; ошибочные восприятие и ценности могут быть изменены и модифицированы.

В категории "Формирование личности, установки" также читают:

Популярные материалы
  • Prev
Я мертвый человек. Я просыпаюсь утром, и мне нестерпимо ...
Как только появляются всякие сомнения в своей внешности, ...
Все глупости, которые были совершены в мире человеком, ...
В нашей жизни очень многие столкнулись с различным видами ...
Телесно-ориентированная терапия достаточно новое ...
В процессе жизни человек сталкивается с различными ...
Страх совершить ошибку есть у каждого человека. Страх ...
Для тех, кто впервые слышит о телесно-ориентированной ...